«Не знаю и не хочу знать» — женщина всем своим видом демонстрирует, что ей неинтересен и неприятен разговор о фестивале «Baltic Pride – 2013», проходящем в Вильнюсе и организованном Литовской лигой геев.
Между тем, о значимом для некоторых граждан событии, рассказывает социальная реклама на улицах Вильнюса. Любой желающий может ознакомиться с программой культурных мероприятий, проходящих в рамках фестиваля, и посетить их.
Сказать, что таких желающих много, будет не совсем верно. Однако, интерес есть. Так, выставку «От заката до рассвета», проходящую в Центре современного искусства, посещает, по словам работников выставки, немало людей.
На открытии выставки присутствовали послы Нидерландов, Испании, Швеции, Чехии, член литовского сейма социал-демократ Мария-Аушрине Павилёнене (Marija Aušrinė Pavilionienė), руководитель Центра развития равных возможностей Маргарита Янкаускайте (Margarita Jankauskaitė).
Это первая в истории современной Литвы выставка, рассказывающая о ключевых моментах деятельности ЛГБТ. Посетители могут познакомиться с культурными проектами, проходившими с 1993 по 2013 гг, исторической документацией (фотографиями, TV-репортажами, публикациями), связанной с ЛГБТ-тематикой.
Место размещения выставки символично: зал находится в подвальном помещении, которое ассоциируется с подземельями, подпольем, первыми гей-барами.
Радуга на окне в зале с историческими документами демонстрирует все события в гей-жизни Литвы. По замыслу организаторов, она не закончена и не может быть закончена.
Открытие выставки фотографий Аушры Волунге (Aušra Volungė), проходящей в рамках фестиваля «Baltic Pride – 2013», ничем не отличается от любого другого: дружеские поцелуи, улыбки, поздравления автору. Среди присутствующих — как пришедшие целенаправленно, так и сторонние наблюдатели, заглянувшие в широко распахнутую дверь — благо, фотовыставка разместилась на ул. Пилес, заполненной туристами и просто гуляющими.
Работы фотографа Аушры Волунге интересны взглядом изнутри: в 2001-2002 гг она жила в квартире со своими друзьями-трансвеститами — они и стали героями работ, представленных зрителю.
Эти работы старые, — делится Аушра, — первый и последний раз они выставлялись десять лет назад. Но после выставки возникли проблемы у одного из героев — его узнали и уволили с работы. Такие были времена… Я очень беспокоюсь за своих героев, за их безопасность, поэтому работы не выставлялись.
Главным событием фестиваля «Baltic Pride – 2013» стал марш «За равенство», прошедший в Вильнюсе 27 июля. К нему готовились все: готовились организаторы фестиваля, желая провести парад на главном проспекте города, готовилась мэрия Вильнюса, планируя направить парад по старому маршруту (в 2010 г. аналогичный парад прошел по ул. Упес, вдоль реки Нерис), готовились и некоторые литовские политики, стараясь помешать проведению парада.
Столичные власти, мотивируя своё решение соображениями безопасности, отказались выдать разрешение на шествие геев и лесбиянок по центральной улице города — проспекту Гедимина, и предложили провести мероприятие на другой улице. Однако организаторы гей-парада были тверды в своем намерении, и обратились в суд. Вильнюсский окружной административный суд обязал городские власти выдать разрешение на шествие по центральному проспекту Вильнюса. Судебное решение было обжаловано администрацией городского самоуправления. Однако победа осталась на стороне Лиги геев Литвы — марш «За равенство» прошел 27 июля на проспекте Гедимина, от площади Кудиркос до Лукишкской.
«Baltic Pride является существенным мероприятием для сообщества лесбиянок, геев, бисексуалов, транссексуалов и всего общества», — заявил посол Норвегии в Литве Лейф Арне Улланд.
Из высокопоставленных должностных лиц Литвы поддержку шествию выразил министр иностранных дел Линас Линкявичюс. По его словам, шествие «За равенство» важно не только в свете обязательств Литвы в сфере прав человека, но и как мероприятие, свидетельствующее о зрелости общества.
Однако, не все литовские политики столь толерантны. Накануне шествия председатель Союза борьбы за Литву — экс-парламентарий и экс-мэр Каунаса Витаутас Шустаускас — заявил о готовности литовского общества дать отпор «пропаганде гомосексуализма». Якобы, найдутся провокаторы, которые «взорвут» колонну шествующих изнутри.
Шустаускас был задержан вместе с группой других лиц незадолго до начала шествия — за то, что кричал и ругался в общественном месте. При задержании сопротивления не оказал.
Перед началом гей-парада полиция задержала и самого ярого противника мероприятия — парламентария, представителя партии «Порядок и справедливость» Пятраса Гражулиса. Поскольку член сейма оказал сопротивление, сотрудникам полиции пришлось повалить его на асфальт и надеть наручники.
В это время сторонники Гражулиса раздавали всем желающим маски с его изображением.
Участники парада собирались на площади Кудиркос. Место сбора можно было определить без труда издалека — над ним кружил вертолет. Полицейские примерно через метр, пожарная машина во главе колонны, конная полиция — можно было подумать, что на проспекте Гедимина проходит не гей-парад, а демонстрация мощи сил правопорядка. Треск вертушки добавлял напряжения.
Колонна тронулась. Мостовая после конной полиции оставляла желать лучшего.
— Вот! Надо было всадников побольше, человек сто! — радостно восклицает мужчина в возрасте, обращаясь к стоящему рядом полицейскому.
— Мы столько не имеем, — с улыбкой отвечает полицейский.
Участники парада идут по проспекту, улыбаются и приветливо машут радужными флажками. В ответ со всех сторон несется «Gėda!» (Позор!). Приветливые взгляды наблюдающих за парадом встречаются не часто, но они есть.
Миловидная пожилая дама предпенсионного возраста машет рукой в ответ на улыбки участников. «Мне их жалко, они ведь не виноваты, что родились такими,» — говорит пани Ангеля. — «Они не виноваты, что Бог их такими создал. Бог виноват. Они ведь такие же граждане, так же работают, приносят доход государству. У меня на работе есть такой парень. Ну не тянет его к женщинам! Разве он в этом виноват?»
Придя на Лукишскую площадь — конечный путь маршрута, где был запланирован митинг — все участники мероприятия разделились на две группы: участники шествия и интересующиеся событием граждане разместились на площади, которую полиция оградила плотным кольцом от группы протестующих против «пропаганды гомосексуализма».
Впрочем, блюстители порядка были строги и стояли плечом к плечу только на тех участках, где противники парада особенно громко высказывали свой протест. Время от времени конная полиция остужала пыл особо рьяных.
Поддержать шествие ЛГБТ в Вильнюсе приехали единомышленники из Европы, послы, европейские политики. В частности, члены Европарламента — голландка София инт Вельд и шведка Сесилия Викстрём. Шведский министр по делам Евросоюза Бригитта Олсон во время митинга на Лукишской площади отметила, что шествие в Вильнюсе — свидетельство роста толерантности в обществах стран балтийского региона.
Митинг на Лукишкской площади приближался к завершению. После 15:00 участники стали постепенно расходиться, и тут, к своему удивлению, обнаруживали, что на проспекте Гедимина, возле Лукишкской площади, проходит альтернативный (несанкционированный) митинг протеста против «пропаганды гомосексуализма».
Организатором и главным действующим лицом митинга был парламентарий Пятрас Гражулис. Депутатская неприкосновенность не позволяла долго держать Гражулиса в участке, а выйдя на свободу, он продолжил громко высказывать протест против происходящего в столице. На настроение политика недвусмысленно указывала траурная лента на государственном флаге Литвы и такая же ленточка на рубашке Гражулиса. Политик находился в плотном кольце полиции и журналистов. Проход по проспекту был перекрыт.
Несанкционированный митинг закончился для Пятраса Гражулиса очередным задержанием.
Владимир Симонько, лидер геев Литвы и организатор шествия, положительно оценил работу полиции по обеспечению порядка. «Во время парада я чувствовал себя в безопасности» — заявил он. Что касается реакции общества, то лидер ЛГЛ отметил, что общество достаточно толерантно.
«Мы задумываемся над тем, чтобы провести такое шествие и в следующем году — городу нужно чаще дарить такие праздники.»
Нельзя не отметить, что Владимир Симонько смотрит в будущее с оптимизмом. Разделяет ли его позицию литовское общество?
Лариса Шаповалова
Фото Сергея Шаповалова